zlayalenka (zlayalenka) wrote,
zlayalenka
zlayalenka

Category:

В гостях у Клода Моне

Приезжающие из Парижа в Живерни неизменно описывали его, как прелестное, самобытное, живописное место, эдакий рай земной. Один из знакомых Моне как-то написал в своем дневнике: "Это край грез, волшебный мир, воплощение сказочной мечты".


Во времена, когда здесь жил Моне, в Живерни было около двухсот пятидесяти жителей и чуть больше ста одноэтажных домов с обросшими мхом стенами.

Впервые художник появился в Живерни, когда ему было сорок два года. Он приехал сюда на пыхтящем паровозике в поисках дома.
Сидя в вагоне, он, как зачарованный смотрел в окно поезда, сделавшего незапланированную остановку, чтобы подобрать свадебный кортеж. Когда молодожены вместе с гостями и музыкантами забрались в поезд, Клод Моне твердо решил: он будет жить здесь.


Вскоре он арендовал самый просторный дом в Живерни — старую ферму, известную под названием "Прессуар" ("Яблочный пресс"). И снимал ее семь лет, после чего выкупил.


Хозяином имения был некто Луи Жозеф Сенжо, решивший заняться коммерцией в Гваделупе. Дом был розовым с серыми ставнями, которые Моне вскоре перекрасил в цвет, который в деревне назвали "зеленью Моне".


Южной стороной дом смотрел на обнесенный стеной яблоневый сад и огород, северной был обращён на узкую тихую улочку.


В амбаре с земляным полом художник устроил свою мастерскую.

Лет через десять, когда "Прессуар" уже был его собственностью, Моне приобрел ещё и соседний участок, и принялся облагораживать территорию на свой лад.



Он выкопал все овощи и яблони и высадил на их месте ирисы, тюльпаны и японские пионы.





В северо-западной части имения он построил себе ещё одну мастерскую со стеклянным потолком.

Мастерская находилась на втором этаже здания, а на первом расположился вольер с черепахами и павлинами, фотолаборатория и гараж с коллекцией автомобилей.



Появление Моне в Живерни происходило в несколько скандальной атмосфере: сразу же после смерти его жены Камиллы у него завязался роман с замужней дамой Алисой Ошеде, с которой он и перебрался в Живерни.


Вместе с ними прибыли и шестеро детей: двое сыновей Моне от брака с Камиллой, и четверо из шести детей Алисы.

Переезд в сельскую глубинку совпал с периодом признания Моне, как художника. "Прессуар" стал местом паломничества репортёров и начинающих художников, одна газета даже разразилась статьей, в которой называла Живерни "Меккой импрессионизма".



Однако художник решительно пресекал интерес любопытствующих к своей персоне и прослыл у газетчиков "свирепым дикарём".

Тех же, кто был всё-таки допущен к телу, удивляли господские привычки Моне. Имение обслуживали кухарка, управляющий, шофер, а за садом, прудом и цветами ухаживали шестеро садовников.


Кроме автомобилей в имении было четыре лодки для речных прогулок.

"Стоит толкнуть небольшую калитку на главной улице Живерни — и кажется... что вы ступили в райские кущи",— писал литератор и большой друг Клода Моне Гюстав Жеффруа.


Когда гостей провожали к хозяину, чаще всего его заставали в саду с закатанными рукавами и загорелыми руками, выпачканными в земле.


Одна из популярных французских газет — "Жюстис"— называла в ту пору художника "вернонским крестьянином".
Одним гостям он казался крепким трудягой-землепашцем, другие принимали его за морского волка — моряка или капитана.


Для этого были, возможно, некоторые основания: Моне вырос в морском порту Гавре, на побережье Нормандии, и настолько прославился своими морскими пейзажами, что Огюст Роден, оказавшись на побережье в Бретани воскликнул: "Красота — настоящий Моне!"


Художник насколько любил море, что продолжал его рисовать до глубокой старости и даже просил похоронить его внутри бакена.


Вот такое описание своего друга сделал политик и журналист Клемансо: "Среднего роста, отличается красивой осанкой, ладно сложен, у него грозный, но лучистый взгляд и твердый звучный голос".



Моне очень любил поесть, и многие гости стремились попасть в Живерни к столу. "Первым делом обед", — такими словами встречал он своих приятелей. Стряпней занималась кухарка Маргарита, и "нигде во Франции не готовят лучше, чем в этом доме", как говаривал один маршал.



Столовая от стен и мебели до потолочных балок была выкрашена в жёлтый цвет. Этот оттенок тоже прозвали "желтизной Моне" (помните "зелень Моне"?).


Стены столовой увешаны японскими эстампами, которые Моне коллекционировал.


А в уборной художника висели литографии его коллеги по профессии Эдуарда Мане.


Кофе обычно пили в мастерской, которая со временем превратилась в небольшую гостиную. Стены ее были увешаны холстами, а эркер выходил в сад, который стремились увидеть все, кто бывал в "Прессуаре".



Этому саду были посвящены многочисленные статьи, публиковались его фотографии, но большинству желающих было отказано в его посещении.


Прекрасны были и та часть сада, которая открывалась из окон, и бывший фруктовый сад и огород, который Моне преобразил, создав чудесные цветочные островки.


Сейчас в этом саду, в зонах, куда нет доступа обычным посетителям, иногда разрешают писать этюды талантливым ребятам, занимающимся рисованием.






Под впечатлением от посещения имения "Прессуар" в Живерни, Франция и по мотивам книги Росса Кинга.

Первоначальная публикация в "Школе путешественника".


Tags: Живерни, Клод Моне, Франция, путешествие, путешествия, путешествовать легко
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ШЛЯПУ ОН ЕЩЕ НАДЕЛ

    Историю эту я позаимствовала у Александра Коротченко, который недавно опубликовал ее в Инстаграм. А произошла она в где-то в конце 50-х-начале…

  • Зачем нам кошка?

    Прочитала в Инстаграмм пост «Зачем вам собака?» Правда, там автор рассказывает не о том, ЗАЧЕМ им пес, а КАК он у них появился. Пару недель назад,…

  • Она вчера была в окопе, и вот теперь она — в укропе

    Все свои детство и молодость картошку я ненавидела. Не в смысле есть. С этим как раз все было в полном порядке: мама так вкусно жарила картошку в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 29 comments

Recent Posts from This Journal

  • ШЛЯПУ ОН ЕЩЕ НАДЕЛ

    Историю эту я позаимствовала у Александра Коротченко, который недавно опубликовал ее в Инстаграм. А произошла она в где-то в конце 50-х-начале…

  • Зачем нам кошка?

    Прочитала в Инстаграмм пост «Зачем вам собака?» Правда, там автор рассказывает не о том, ЗАЧЕМ им пес, а КАК он у них появился. Пару недель назад,…

  • Она вчера была в окопе, и вот теперь она — в укропе

    Все свои детство и молодость картошку я ненавидела. Не в смысле есть. С этим как раз все было в полном порядке: мама так вкусно жарила картошку в…